Самая известная легенда о сотворении мира появилась в братстве. Согласно её, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Ра, а потом всё остальное. Прежде всего Ра создал из самого себя первую пару богов – Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб (земля) и Нут (небо). У Геб и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
Осирис и Исида стали родителями бога-сокола Хора. Нефтида тоже имела ребенка от Осириса - бога бальзамирования Анубиса с головой шакала. Супругой Хора считалась Хатхор, богиня любви, музыки и танца. Ра в своей ладье каждый день проплывал по небу. А каждую ночь бог солнца совершал полное опасностей путешествие по подземному миру, где должен был победить олицетворение мрака и тьмы – змея Апопа, чтобы утром снова появиться на небосклоне.
Осирис и Исида
Осирис, заняв место своего отца Геба на троне, правил честно и справедливо. Но злой брат Осириса, Сет, так сильно завидовал ему, что решился на убийство. Он сделал саркофаг, в который мог поместиться только Осирис, хитростью убедил его лечь туда, а затем быстро захлопнул крышку, запечатал саркофаг расплавленным свинцом и бросил в воды Нила. Саркофаг поплыл вниз по течению к морю, и Сет решил, что наконец избавился от брата. Однако Исида, жена-сестра Осириса, пустилась на поиски любимого супруга. Она нашла саркофаг и доставила его в Египет. Сет был вне себя от ярости. Он изрубил тело брата на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Но Исида не сдавалась. Со своей сестрой Нефтидой она отыскала все куски и погребла останки мужа с помощью Анубиса. Затем бог Ра сделал его повелителем подземного мира и судьей умерших. Осирис с Исидой стали родителями Хора. Исида прятала Хора от гнева Сета в зарослях тростника на берегу Нила, пока он наконец не стал достаточно взрослым, чтобы отомстить за смерть отца. После долгой битвы Хор победил Сета и стал царем Египта. Египтяне верили, что дух Хора вселяется в каждого фараона. А когда фараон умирает, его дух устремляется в загробный мир, чтобы присоединиться к духу Осириса.
"Вода поднялась и достигла утесов пустыни, как при сотворении мира", - говорится в одном из древнеегипетских текстов, описывающих разлив Нила. Первобытный хаос - Нун, представлялся египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму. И вот из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал холм, такой высокий, что вершина его поднялась над водой. Так появилась первая суша. Из дыхания бога возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.
Такой вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит "Город столбов". (Греки называли его по-другому: Гелиополь - "Город Солнца".) Священный столб-обелиск был принадлежностью солнечного культа. Каждое утро первые солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, созданного солнечным богом.
В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе бог- творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей". Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума, таким образом гелиопольский и мемфисский варианты мифа объединяются. Еще одна версия мифа о сотворении мира возникла в городе Шмуну, что значит "Город Восьми" (греки называли его Гермополь). По этой версии прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они жили в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо, невидимое во тьме.
Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито". В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы Главное фиванское божество - богсолнца Амон стал главным божеством всего Египта. В "Большом гимне Амону" говорится. Отец отцов и всех богов, Поднявший небо и утвердивший землю, Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст Царь, да живет он, да здравствует, Да будет благополучен, глава всех богов В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Гелиополе породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивыитам умерли. О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной Нут, Шуи Геб версии, люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой (очень поздней) - людей слепил из глины на гончарном круге бог Хнум. Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать".